Кредитная история — это своеобразное досье, содержащее сведения обо всех имеющихся в настоящий момент и уже погашенных займах, кредитах и долгах гражданина, а также характеристику его платежной дисциплины. На основе кредитной истории (КИ) банки и некоторые МФО делают вывод о финансовой загруженности и платежеспособности потенциального заемщика.
В статье мы простыми словами расскажем, для чего нужна кредитная история, можно ли ее исправить, и что делать, если банк внес в досье недостоверные сведения.
Формированием и хранением КИ в Казахстане занимаются два оператора:
С 1 октября 2022 года банки и микрокредитные организации обязаны передавать этим операторам сведения о новых займах в течение суток после подписания ссудного договора. А информацию о смене условий по действующим сделкам — в течение 10 рабочих дней после возникновения изменений. До октября 2022 года сведения предоставлялись один раз в 15 дней. Для коллекторов и ломбардов предусмотрена другая периодичность — 1 раз в 30 дней.
По закону все банки второго уровня, коллекторы, МФО и ломбарды обязаны передавать информацию о кредитах государственному оператору — ГКБ. Частной компании — Первому кредитному бюро — организации отправляют сведения по желанию.
Теперь разберемся, как выглядит кредитная история заемщика. Это электронный документ, в структуру которого входят следующие разделы:
Раздел | Содержание |
---|---|
о должнике | ФИО, адрес, гражданство, пол, реквизиты удостоверения личности, контактные данные, образование, род деятельности |
о действующих и закрытых кредитах | количество договоров, дата подписания, непогашенные остатки задолженности, суммы и продолжительность просрочек, количество пролонгаций, льготные периоды |
о залогах | характер объектов, их стоимость и местонахождение |
о платежной дисциплине за последние 24 месяца | указывается количество дней просрочки по месяцам, а также начисленные пени и штрафы |
При необходимости электронный документ можно распечатать.
В Казахстане существуют два вида кредитных историй:
Получить ПКИ можно:
На главной странице выберите раздел «Физлицам» и «Персональный кредитный отчет». Вам будет предоставлено описание документа и кнопка «Получить». Нажав ее, вы увидите заявление, которое нужно заполнить и подписать с помощью электронной подписи. Через несколько секунд или минут (в зависимости от загруженности ресурса) в раздел «Мои отчеты» поступит сообщение о выдаче новой кредитной истории. Стоимость услуги — 400 тенге.
После нажмите кнопку «Заказать услугу онлайн». Если вы не имеете личного кабинета на портале, система предложит пройти регистрацию и авторизоваться. Сделать это можно несколькими способами — зарегистрироваться с логином и паролем, войти через QR-код, одноразовый пароль или ЭЦП. После этого вы будете перенаправлены на сайт ПКБ, где сможете отправить онлайн-заявку. Спустя несколько минут вы получите свой ПКО.
Отметим, что кредитная история может быть разглашена по официальному требованию суда, прокуратуры или следственных органов. Человек может получить ее только на свое имя, поскольку содержащиеся в ней сведения являются персональными данными и находятся под охраной закона.
Назначение отчета состоит не только в том, чтобы показать банку вашу платежную дисциплину. С его помощью вы будете видеть, как проходит процесс погашения долга, все ли платежи учитываются, нет ли недостоверных сведений о просрочке. Вы можете самостоятельно оценить свои шансы на оформление нового займа, а также сами поймете, по каким причинам получили отказ.
Кроме того, запросить отчет вы можете, если узнали или подозреваете, что на вас незаконно оформлен кредит. В кредитной истории вы увидите название организации, выдавшей деньги, дату заключения договора, размер «чужих» просрочек и т.п.
Перечня конкретных ситуаций, когда у заемщика возникает право на оспаривание сведений из кредитного отчета, закон не содержит. Вы можете сделать это в любом случае, если считаете запись неправомерной и можете доказать свою позицию.
Распространенными причинами оспаривания записей являются:
Для начала вам потребуется «свежий» отчет, полученный не ранее, чем за 15 дней до подачи заявления об оспаривании записи. Заявление подается в электронном виде:
Специалисты кредитного бюро оценивают сведения, предоставленные заявителем, и принимают одно из трех решений:
В случае несогласия с отказом операторов вы имеете право обжаловать его в судах по месту регистрации кредитных бюро — в городе Алматы.
Государственный оператор — ГКБ — действует в форме акционерного общества, 100% акций которого принадлежат Национальному банку Казахстана. Председатель совета директоров Баймагамбетов Акылжан Маликович.
Помимо формирования и хранения кредитных историй, Государственное кредитное бюро ведет реестр страховых отчетов всех официально зарегистрированных страховщиков Казахстана.
Частный оператор — ПКБ — является коммерческой структурой, учредителями которой выступают казахстанские банки — ForteBank, HALYK BANK, Jusan. В число поставщиков информации входит 650 финансовых организаций: банки, МФО и коллекторы. Благодаря чему за годы работы Первое кредитное бюро сформировало более 6 млн персональных отчетов, в которых содержится информация более чем о 23 млн кредитных контрактов.
Генеральный директор — Омаров Руслан. ПКБ позиционирует себя, как ведущую компанию в сфере банковской аналитики и скоринговых программ. Помимо ведения кредитных историй, бюро занимается разработкой и применением программных мер, облегчающих процесс принятия решений в области кредитования и противодействия мошенникам.
Согласно отзывам заемщиков, персональную работу с населением ПКБ ведет неудовлетворительно. Клиенты жалуются на хамство и грубость сотрудников, игнорирование обращений, частые перебои в работе сайта. Особая статья интернет-жалоб относится к мобильному приложению ПКБ, которое функционирует с перебоями и нередко не выдает пользователям предоплаченные кредитные досье.
Физические и юридические лица могут получить у обоих операторов следующие услуги:
Оба оператора официально сотрудничают с Государственной корпорацией «Правительство для граждан», АО «Казпочта», АО «Национальные информационные технологии».
Понятие «исправления» как такового к кредитной истории неприменимо. Исправить КИ так, чтобы информация о просрочках полностью исчезла, нельзя (за исключением случаев ее официального оспаривания). Заемщик может улучшить свое досье путем получения статуса «реабилитирован».
Банк присваивает этот статус гражданину в следующих случаях:
Существуют и другие способы закрепить в КИ свою платежеспособность. Например, открыть депозит. С его помощью вы покажете банкам, что имеете активы и можете направить их на погашение займов. Решая вопрос о выдаче кредита, банк обязательно примет во внимание, что у вас имеется депозит, на который регулярно поступают вложения.
Также вы можете брать небольшие микрокредиты и регулярно погашать их. При наличии в истории одного займа с просрочками и двух, которые вы добросовестно выплатили, ваша кредитная история улучшится. Велика вероятность того, что решение о выдаче несколько более крупного займа банк примет в вашу пользу.
Восстановление платежной репутации — процесс долгий и ресурсозатратный. Когда вы не уверены в своих финансовых возможностях, имеет смысл воздержаться от оформления новых ссуд и на какое-то время приостановить улучшение кредитной истории.
Если вы оказались в финансовом тупике, и возможности закрывать просрочки уже нет, подумайте о персональном банкротстве, которое стартует в стране с марта 2023 года. Чтобы узнать, как воспользоваться преимуществами процедуры, обратитесь за бесплатной консультацией к нашим юристам.